Блог воспитателя Кузьминой Е.Л.

Все мы знаем, что узор - это рисунок из линий, фигур, красок. А в узорах можно увидеть весь наш удивительный мир. Вот так вместе с ребятами мы учимся открывать наш мир, собирая его из различных частей, делая удивительные открытия. Об этом мой блог. Присоединяйтесь к нам!

воскресенье, 19 апреля 2020 г.

22 апреля - Международный День Земли



Социально-коммуникативное развитие

1. Чтение художественной литературы







В. Бианки «Мастера без топора»
Загадали мне загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». Что такое?
Оказывается, - птичье гнездо.
Поглядел я, - верно! Вот сорочье гнездо: как из бревен, все из сучьев сложено, пол глиной вымазан, соломкой устлан, посередке вход; крыша из веток. Чем не избенка? А топора сорока никогда и в лапках не держала.
Крепко тут пожалел я птицу: трудно, ох как трудно, поди, им, горемычным, свои жилища без рук, без топоренка строить! Стал я думать: как тут быть, как их горю пособить?
Рук им не приделаешь.
А вот топор… Топоренок для них достать можно.
Достал я топоренок, побежал в сад.
Глядь, - козодой-полуночник на земле между кочек сидит. Я к нему:
- Козодой, козодой, трудно тебе гнезда вить без рук, без топоренка?
- А я и не вью гнезда! - говорит козодой. - Глянь, где яйца высиживаю.
Вспорхнул козодой, - а под ним ямка между кочек. А в ямке два красивых мраморных яичка лежат.
«Ну, - думаю про себя, - этому ни рук, ни топоренка не надо. Сумел и без них устроиться».
Побежал дальше.
Выбежал на речку. Глядь, там по веткам, по кусточкам ремез-синичка скачет, — тоненьким своим носиком с ивы пух собирает.
- На что тебе пух, ремез? - спрашиваю.
 - Гнездо из него делаю, - говорит. - Гнездо у меня пуховое, мягкое, - что твоя варежка.
«Ну, - думаю про себя, - этому топоренок тоже ни к чему - пух собирать…»
Побежал дальше.
Прибежал к дому. Глядь, под коньком ласточка-касаточка хлопочет - гнездышко лепит. Носиком глинку приминает, носиком ее на речке колупает, носиком носит.
«Ну, - думаю, - и тут мой топоренок ни при чем. И показывать его не стоит».
Побежал дальше.
Прибежал в рощу. Глядь, там на елке певчего дрозда гнездо. Загляденье, что за гнездышко: снаружи все зеленым мхом украшено, внутри — как чашечка гладкое.
- Ты как такое себе гнездышко смастерил? - спрашиваю. — Ты чем его внутри так хорошо отделал?
- Лапками да носом мастерил, - отвечает певчий дрозд. - Внутри все цементом обмазал из древесной трухи со слюнкой со своей.
«Ну, - думаю, - опять я не туда попал. Надо таких искать птиц, что плотничают».
И слышу: «Ту-тук-тук-тук! Тук-тук-тук-тук!» - из лесу.
Я туда. А там дятел.
Сидит на березе и плотничает, дупло себе делает - детей выводить.
Я к нему:
- Дятел, дятел, стой носом тукать! Давно, поди, голова разболелась. Гляди, какой я тебе инструмент принес: настоящий топоренок!
Поглядел дятел на топоренок и говорит:
- Спасибо, только мне твой инструмент ни к чему. Мне и так плотничать ладно: лапками держусь, на хвост обопрусь, пополам согнусь, головой размахнусь, - носом  ка-ак стукну! Только щепки летят да труха!
Смутил меня дятел: птицы-то, видно, все - мастера без топора.
Тут увидел я гнездо орла. Большущая куча толстых сучьев на самой высокой сосне в лесу.
«Вот, - думаю, кому топор-то нужен: сучья рубить!»
Подбежал к той сосне, кричу:
- Орел, орел! А я тебе топоренок принес!
Разнял орел крылья и клекочет:
- Вот спасибо, парнишка! Кинь свой топоренок в кучу. Я сучков на него еще навалю - прочная будет постройка, доброе гнездо.

М. Зощенко  «Великие путешественники»
Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.
Но Степка, хозяйский сын, у родителей 
которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:
- Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.
И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:
- Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.
Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.
На огороде Степка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:
- Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать, мы сделаем что задумали. Мы пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.
Леля сказала:
- А если, Степочка, мы встретим индейцев?
- Что касается индейцев, - ответил Степа, - то индейские племена мы будем брать в плен.
- А которые не захотят идти в плен? - робко спросил я.
- Которые не захотят, - ответил Степа, - тех мы и не будем брать в плен.
Леля сказала:
- Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.
Степка сказал:
- Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре.
Степка сбегал в сарай и принес оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий. Мы положили в мешок хлеб и сахар и кусочек сала, потом положили разную посуду - тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стеклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.
Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.
И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, мы покинули нашу деревню Пески.
Мы пошли по дороге через лес.
Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с громадным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я.
Мы шли около часа.
Наконец Степа сказал:
- Мешок дьявольски тяжелый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.
Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.
Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.
Она бросила мешок на землю и сказала:
- Теперь пусть Минька понесет.
Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок оказался тяжелым.
Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону, пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.
Причем я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул и я. И хотя я был легкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.
Леля и Степка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве. И поэтому они не рассердились на меня, узнав, какие убытки я причинил своим падением.
Степка свистнул собаку и хотел ее приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, чего мы от него хотим. Да и мы плохо соображали, как нам под это приспособить Тузика.
Воспользовавшись нашим раздумьем, Тузик прогрыз мешок и в одно мгновение скушал все сало.
Тогда Степка велел нам всем вместе нести этот мешок.
Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли еще два часа. И наконец вышли из леса на лужайку.
Тут Степка решил сделать привал. Он сказал:
- Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямо го пути.
И Степка сел у дороги, протянув вперед ноги.
Мы развязали мешок и начали закусывать.
Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.
Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая, видимо, попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку. Вскоре моя щека вздулась, как пирог. И я, по совету Степки, стал прикладывать к ней мох, сырую землю и листья.
Перед тем как пойти дальше, Степка выкинул из мешка почти все, что там было, и мы пошли налегке.
Я шел позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и ныла.
Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.
Но Степка запретил нам об этом и думать. Он сказал:
- Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.
Мы продолжали идти в плохом настроении.
И только у Тузика настроение было ничего себе.
Задрав хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.
Наконец стало темнеть.
Степка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.
Мы собрали хворосту для костра. И Степка извлек из мешка увеличительное стеклышко, чтоб разжечь костер.
Но не найдя на небе солнца, Степка приуныл. И мы тоже огорчились.
И, покушав хлеба, легли в темноте.
Степка торжественно лег ногами вперед, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.
Степка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал темный лес и шум деревьев.
Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала.
А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце еще не взошло.
Леля шепотом сказала мне:
- Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас, куда Макар телят не гонял.
Мы посмотрели на Степку. Он спал с блаженной улыбкой.
Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова описала полукруг.
Но от этого Степка не проснулся.
Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»
Наверное, ему снилось, что на него напали индейцы и он зовет нас на помощь.
Мы стали ждать, когда Степка проснется.
Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:
- Хороши бы мы были, если б я лег ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда.
И Степка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.
Мы покушали хлеба и двинулись в путь.
Дорога была знакома. И Степка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее он сказал:
- Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что все повторяется, так как Земля есть круг.
Позади раздался скрип колес. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге. Степка сказал:
- Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.
Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в нее сесть.
Мы быстро покатили. И ехали не больше часа. Вдруг впереди показалась наша деревня Пески. Степка, раскрыв рот от изумления, сказал:
- Вот деревня, в аккурат похожая на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.
Но Степка еще больше изумился, когда мы подъехали к пристани.
Мы вылезли из телеги.
Сомненья не оставалось - это была наша пристань, и к ней только что подошел пароход.
Степка прошептал:
- Неужели же мы обогнули землю?
Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.
Но тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку — они только что сошли с парохода.
И рядом с ними мы увидели нашу няньку, которая с плачем что-то говорила.
Мы подбежали к родителям.
И родители засмеялись от радости, что увидели нас.
Нянька сказала:
- Ах, дети, а я думала, что вы вчера потонули.
Леля сказала:
- Если бы мы вчера потонули, то мы бы не могли отправиться в кругосветное путешествие.
Мама воскликнула:
- Что я слышу! Их надо наказать.
Папа сказал:
- Все хорошо, что хорошо кончается.
Бабушка, сорвав ветку, сказала:
- Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.
Папа сказал:
- Порка - это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети, небось, и без порки поняли, какую глупость они совершили.
Мама, вздохнув, сказала:
- У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии, - ну что это такое!
Папа сказал:
- Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.
С этими словами мы пришли домой. И сели обедать. И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении.
Что касается Степки, то его мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день.
А на другой день мамаша его выпустила. И мы с ним стали играть как ни в чем не бывало.
Остается еще сказать несколько слов о Тузике.
Тузик бежал за телегой целый час и очень переутомился. Прибежав домой, он забрался в сарай и там спал до вечера. А вечером, покушав, снова заснул, и что он видел во сне - остается покрытым мраком неизвестности.

Пословицы
Земля - кормилица, а и та есть просит.
Земля кормит людей, как мать детей.
Матушка-земля - кормилица твоя.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мать сыра земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех теплом покрывает.
Земля - кормилица.
Дорогой товар из земли растет.
Из землицы все родится.
Земля ласку любит.
Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Какова земля, таков и хлеб.
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Пахарю земля - мать, а лентяю - мачеха.
Землю не обижай - овес сажай.
Земля хозяев любит.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.

Загадки
На хлебном поле
Не море, а волнуется. (Нива)
 ***
Кривая да длинная
горечь полынная.
В чистом поле лежит,
старину сторожит. (Межа)
 ***
Ходит полем из края в край,
режет чёрный каравай. (Плуг)
 ***
На водопой не хожу,
овса не прошу,
коли хочешь, попашу,
коли хочешь, помолчу. (Трактор)
***
Вырос в поле дом,
полон дом зерном,
стены позолочены,
ставни заколочены,
ходит дом ходуном
на столбе золотом. (Рожь, стебли, колосья)
 ***
Маленький, горбатенький
всё поле обрыщет,
домой прибежит -
целый год пролежит. (Серп)
 ***
Сама длинная, нос длинный,
а ручки маленькие. (Коса)
 ***
Лежит мужичок
в золотом кафтане,
подпоясан, а не поясом,
не поднимешь - так не встанет. (Сноп)

2. Просмотр диафильмов


3. Просмотр мультфильмов


4. Беседа по видео «Планета Земля в опасности»



Беседа  по видео «22 апреля – день рожденья Земли»

Музыкальное развитие
5. Физкультминутки
6. Все мы знаем. Изучаем аудио энциклопедии




Художественно-эстетическое развитие (ИЗО)
1. Рисование
2. Лепка
Познавательное развитие (Окружающий мир)


Уважаемые родители!
Возьмите, пожалуйста, ваших детей за руки:
И давайте все вместе
Назло непогодам
Обнимем планету
Своим хороводом!
Развеем над нею
И тучи и дым,
В обиду её
Никому не дадим!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вот оно какое лето!!!