Социально-коммуникативное развитие
1. Чтение художественной литературы
В.
Бианки «Мастера без топора»
Загадали
мне загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». Что такое?
Оказывается,
- птичье гнездо.
Поглядел
я, - верно! Вот сорочье гнездо: как из бревен, все из сучьев сложено, пол
глиной вымазан, соломкой устлан, посередке вход; крыша из веток. Чем не
избенка? А топора сорока никогда и в лапках не держала.
Крепко
тут пожалел я птицу: трудно, ох как трудно, поди, им, горемычным, свои жилища без
рук, без топоренка строить! Стал я думать: как тут быть, как их горю пособить?
Рук
им не приделаешь.
А
вот топор… Топоренок для них достать можно.
Достал
я топоренок, побежал в сад.
Глядь,
- козодой-полуночник на земле между кочек сидит. Я к нему:
-
Козодой, козодой, трудно тебе гнезда вить без рук, без топоренка?
-
А я и не вью гнезда! - говорит козодой. - Глянь, где яйца высиживаю.
Вспорхнул
козодой, - а под ним ямка между кочек. А в ямке два красивых мраморных яичка
лежат.
«Ну,
- думаю про себя, - этому ни рук, ни топоренка не надо. Сумел и без них
устроиться».
Побежал
дальше.
Выбежал
на речку. Глядь, там по веткам, по кусточкам ремез-синичка скачет, — тоненьким
своим носиком с ивы пух собирает.
-
На что тебе пух, ремез? - спрашиваю.
- Гнездо из него делаю, - говорит. - Гнездо у
меня пуховое, мягкое, - что твоя варежка.
«Ну,
- думаю про себя, - этому топоренок тоже ни к чему - пух собирать…»
Побежал
дальше.
Прибежал
к дому. Глядь, под коньком ласточка-касаточка хлопочет - гнездышко лепит.
Носиком глинку приминает, носиком ее на речке колупает, носиком носит.
«Ну,
- думаю, - и тут мой топоренок ни при чем. И показывать его не стоит».
Побежал
дальше.
Прибежал
в рощу. Глядь, там на елке певчего дрозда гнездо. Загляденье, что за гнездышко:
снаружи все зеленым мхом украшено, внутри — как чашечка гладкое.
-
Ты как такое себе гнездышко смастерил? - спрашиваю. — Ты чем его внутри так
хорошо отделал?
-
Лапками да носом мастерил, - отвечает певчий дрозд. - Внутри все цементом
обмазал из древесной трухи со слюнкой со своей.
«Ну,
- думаю, - опять я не туда попал. Надо таких искать птиц, что плотничают».
И
слышу: «Ту-тук-тук-тук! Тук-тук-тук-тук!» - из лесу.
Я
туда. А там дятел.
Сидит
на березе и плотничает, дупло себе делает - детей выводить.
Я
к нему:
-
Дятел, дятел, стой носом тукать! Давно, поди, голова разболелась. Гляди, какой
я тебе инструмент принес: настоящий топоренок!
Поглядел
дятел на топоренок и говорит:
-
Спасибо, только мне твой инструмент ни к чему. Мне и так плотничать ладно:
лапками держусь, на хвост обопрусь, пополам согнусь, головой размахнусь, -
носом ка-ак стукну! Только щепки летят
да труха!
Смутил
меня дятел: птицы-то, видно, все - мастера без топора.
Тут
увидел я гнездо орла. Большущая куча толстых сучьев на самой высокой сосне в лесу.
«Вот,
- думаю, кому топор-то нужен: сучья рубить!»
Подбежал
к той сосне, кричу:
-
Орел, орел! А я тебе топоренок принес!
Разнял орел крылья и клекочет:
-
Вот спасибо, парнишка! Кинь свой топоренок в кучу. Я сучков на него еще навалю -
прочная будет постройка, доброе гнездо.
М.
Зощенко «Великие путешественники»
Но Степка, хозяйский сын, у
родителей
которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:
- Земля есть круг. И если пойти все
прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда
вышел.
И когда я не поверил, Степка ударил
меня по затылку и сказал:
- Скорей я пойду в кругосветное
путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет
интереса с дураками путешествовать.
Но мне хотелось путешествовать, и я
подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился
взять меня в кругосветное путешествие.
На огороде Степка устроил общее
собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:
- Завтра, когда ваши родители уедут
в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать, мы сделаем что задумали. Мы
пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до
тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.
Леля сказала:
- А если, Степочка, мы встретим
индейцев?
- Что касается индейцев, - ответил
Степа, - то индейские племена мы будем брать в плен.
- А которые не захотят идти в плен?
- робко спросил я.
- Которые не захотят, - ответил
Степа, - тех мы и не будем брать в плен.
Леля сказала:
- Из моей копилки я возьму три
рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.
Степка сказал:
- Три рубля нам безусловно хватит,
потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что
касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо
мы будем жарить на костре.
Степка сбегал в сарай и принес
оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные
для далеких путешествий. Мы положили в мешок хлеб и сахар и кусочек сала, потом
положили разную посуду - тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши,
положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и
увеличительное стеклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок
два одеяла и подушку от тахты.
Помимо этого, я приготовил три рогатки,
удочку и сачок для ловли тропических бабочек.
И на другой день, когда наши
родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, мы
покинули нашу деревню Пески.
Мы пошли по дороге через лес.
Впереди бежала Степкина собачка
Тузик. За ней шел Степка с громадным мешком на голове. За Степкой шла Леля со
скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я.
Мы шли около часа.
Наконец Степа сказал:
- Мешок дьявольски тяжелый. И я
один его не понесу. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.
Тогда Леля взяла этот мешок и
понесла его.
Но она недолго несла, потому что
выбилась из сил.
Она бросила мешок на землю и
сказала:
- Теперь пусть Минька понесет.
Когда на меня взвалили этот мешок,
я ахнул от удивления, до того этот мешок оказался тяжелым.
Но я еще больше удивился, когда
зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник,
качался из стороны в сторону, пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с
этим мешком в канаву.
Причем я свалился в канаву странным
образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи,
нырнул и я. И хотя я был легкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы,
почти все тарелки и глиняный рукомойник.
Леля и Степка умирали от смеха,
глядя, как я барахтаюсь в канаве. И поэтому они не рассердились на меня, узнав,
какие убытки я причинил своим падением.
Степка свистнул собаку и хотел ее
приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что
Тузик не понимал, чего мы от него хотим. Да и мы плохо соображали, как нам под
это приспособить Тузика.
Воспользовавшись нашим раздумьем,
Тузик прогрыз мешок и в одно мгновение скушал все сало.
Тогда Степка велел нам всем вместе
нести этот мешок.
Ухватившись за углы, мы понесли
мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли еще два часа. И
наконец вышли из леса на лужайку.
Тут Степка решил сделать привал. Он
сказал:
- Всякий раз, когда мы будем
отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том
направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и
благодаря этому не сбивались со своего прямо го пути.
И Степка сел у дороги, протянув
вперед ноги.
Мы развязали мешок и начали
закусывать.
Мы ели хлеб, посыпанный сахарным
песком.
Вдруг над нами стали кружиться осы.
И одна из них, желая, видимо, попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку.
Вскоре моя щека вздулась, как пирог. И я, по совету Степки, стал прикладывать к
ней мох, сырую землю и листья.
Перед тем как пойти дальше, Степка
выкинул из мешка почти все, что там было, и мы пошли налегке.
Я шел позади всех, скуля и хныча.
Щека моя горела и ныла.
Леля тоже была не рада путешествию.
Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает
хорошо.
Но Степка запретил нам об этом и
думать. Он сказал:
- Каждого, кто захочет вернуться
домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.
Мы продолжали идти в плохом
настроении.
И только у Тузика настроение было
ничего себе.
Задрав хвост, он носился за птицами
и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.
Наконец стало темнеть.
Степка бросил мешок на землю. И мы
решили тут заночевать.
Мы собрали хворосту для костра. И
Степка извлек из мешка увеличительное стеклышко, чтоб разжечь костер.
Но не найдя на небе солнца, Степка
приуныл. И мы тоже огорчились.
И, покушав хлеба, легли в темноте.
Степка торжественно лег ногами
вперед, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.
Степка тотчас захрапел. И Тузик
тоже засопел носом. Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал темный лес
и шум деревьев.
Сухую ветку под головой Леля вдруг
приняла за змею и от ужаса завизжала.
А упавшая шишка с дерева напугала
меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Леля
теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце еще не взошло.
Леля шепотом сказала мне:
- Минька, пока Степка спит, давай
повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас, куда Макар телят не
гонял.
Мы посмотрели на Степку. Он спал с
блаженной улыбкой.
Мы с Лелей ухватились за его ноги и
в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова
описала полукруг.
Но от этого Степка не проснулся.
Он только застонал во сне и замахал
руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»
Наверное, ему снилось, что на него
напали индейцы и он зовет нас на помощь.
Мы стали ждать, когда Степка
проснется.
Он проснулся с первыми лучами
солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:
- Хороши бы мы были, если б я лег
ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь
благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда.
И Степка махнул рукой по
направлению дороги, по которой мы шли вчера.
Мы покушали хлеба и двинулись в
путь.
Дорога была знакома. И Степка то и
дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее он сказал:
- Кругосветное путешествие тем и
отличается от других путешествий, что все повторяется, так как Земля есть круг.
Позади раздался скрип колес. Это
какой-то дяденька ехал в пустой телеге. Степка сказал:
- Для быстроты путешествия и чтоб
скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.
Мы стали проситься, чтоб нас
подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в нее сесть.
Мы быстро покатили. И ехали не
больше часа. Вдруг впереди показалась наша деревня Пески. Степка, раскрыв рот
от изумления, сказал:
- Вот деревня, в аккурат похожая на
нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.
Но Степка еще больше изумился,
когда мы подъехали к пристани.
Мы вылезли из телеги.
Сомненья не оставалось - это была
наша пристань, и к ней только что подошел пароход.
Степка прошептал:
- Неужели же мы обогнули землю?
Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.
Но тут мы увидели на пристани наших
родителей и нашу бабушку — они только что сошли с парохода.
И рядом с ними мы увидели нашу
няньку, которая с плачем что-то говорила.
Мы подбежали к родителям.
И родители засмеялись от радости,
что увидели нас.
Нянька сказала:
- Ах, дети, а я думала, что вы
вчера потонули.
Леля сказала:
- Если бы мы вчера потонули, то мы
бы не могли отправиться в кругосветное путешествие.
Мама воскликнула:
- Что я слышу! Их надо наказать.
Папа сказал:
- Все хорошо, что хорошо кончается.
Бабушка, сорвав ветку, сказала:
- Я предлагаю выпороть детей.
Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.
Папа сказал:
- Порка - это старый метод
воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети, небось, и без порки поняли,
какую глупость они совершили.
Мама, вздохнув, сказала:
- У меня дурацкие дети. Идти в
кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии, - ну что это такое!
Папа сказал:
- Мало знать географию и таблицу
умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование
в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию.
А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным
результатам, достойным сожаления.
С этими словами мы пришли домой. И
сели обедать. И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о
вчерашнем приключении.
Что касается Степки, то его мамаша
заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день.
А на другой день мамаша его
выпустила. И мы с ним стали играть как ни в чем не бывало.
Остается еще сказать несколько слов
о Тузике.
Тузик бежал за телегой целый час и
очень переутомился. Прибежав домой, он забрался в сарай и там спал до вечера. А
вечером, покушав, снова заснул, и что он видел во сне - остается покрытым
мраком неизвестности.
Пословицы
Земля
- кормилица, а и та есть просит.
Земля
кормит людей, как мать детей.
Матушка-земля
- кормилица твоя.
Мать
кормит детей, как земля людей.
Мать
сыра земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех теплом покрывает.
Земля
- кормилица.
Дорогой
товар из земли растет.
Из
землицы все родится.
Земля
ласку любит.
Земля
- тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Какова
земля, таков и хлеб.
Кто
надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Пахарю
земля - мать, а лентяю - мачеха.
Землю
не обижай - овес сажай.
Земля
хозяев любит.
Нет
плохой земли, есть плохие хозяева.
Загадки
На
хлебном поле
Не
море, а волнуется. (Нива)
***
Кривая
да длинная
горечь
полынная.
В
чистом поле лежит,
старину
сторожит. (Межа)
***
Ходит
полем из края в край,
режет
чёрный каравай. (Плуг)
***
На
водопой не хожу,
овса
не прошу,
коли
хочешь, попашу,
коли
хочешь, помолчу. (Трактор)
***
Вырос
в поле дом,
полон
дом зерном,
стены
позолочены,
ставни
заколочены,
ходит
дом ходуном
на
столбе золотом. (Рожь, стебли, колосья)
***
Маленький,
горбатенький
всё
поле обрыщет,
домой
прибежит -
целый
год пролежит. (Серп)
***
Сама
длинная, нос длинный,
а
ручки маленькие. (Коса)
***
Лежит
мужичок
в
золотом кафтане,
подпоясан,
а не поясом,
не
поднимешь - так не встанет. (Сноп)
2. Просмотр диафильмов
3. Просмотр мультфильмов
4. Беседа по видео «Планета
Земля в опасности»
Беседа по видео «22 апреля – день рожденья Земли»
Музыкальное развитие
5. Физкультминутки
6. Все мы знаем. Изучаем аудио энциклопедии
Художественно-эстетическое развитие (ИЗО)
1. Рисование
2. Лепка
Познавательное развитие (Окружающий мир)
Уважаемые
родители!
Возьмите,
пожалуйста, ваших
детей
за
руки:
И
давайте
все
вместе
Назло
непогодам
Обнимем
планету
Своим
хороводом!
Развеем
над
нею
И
тучи
и
дым,
В
обиду
её
Никому
не
дадим!
Загадки
Комментариев нет:
Отправить комментарий